Порядок действий

Если ваш близкий человек ушел из жизни

Если человек умер дома в присутствии близких в праздничные дни или ночью

Необходимо немедленно обратиться в "Скорую помощь"

Телефон "Скорой помощи": 03. Прибывший врач зафиксирует смерть и выдаст справку о констатации смерти. Затем, врач скорой помощи вызовет милицию для составления участковым протокола осмотра тела. В протоколе должно быть зафиксировано, что человек умер естественным путём
Отправить умершего в морг
Следующим шагом для Вас будет - отправить умершего в морг для вскрытия тела и подготовки его к погребению. Выбирайте ближайший морг, расположенный к Вашему району.Бригаду по вывозу тела можно вызвать самостоятельно или с помощью врача скорой помощи или участкового милиционера.
Патологоанатомическое вскрытие
Необходимость патологоанатомического вскрытия определяет врач, прибывший для констатации смерти. В случае, когда врач затрудняется назвать причину смерти, он сам обращается в специальную медицинскую службу для перевоза тела умершего в патологоанатомическое отделение на исследование.
Врачебное свидетельство о смерти
Врачебное свидетельство о смерти выписывают в районной поликлинике, где прежде наблюдался умерший, при условии, что у врача приехавшего для констатации смерти не было затруднений в определении ее причин (преклонный возраст покойного, длительная болезнь). При получении свидетельства нужно иметь паспорт покойного и свой собственный: этот медицинский документ выдается только кому-то из родных и близких покойного.
Отказ от вскрытия тела
Если причина смерти - тяжелая и продолжительная болезнь, родственники покойного могут отказаться от вскрытия тела. В этом случае, следует обратиться к лечащему врачу с заявлением об отказе от вскрытия. В справке, которую выдает лечащий врач, должно быть указано, что умерший страдал тяжелым заболеванием не менее 3 лет. Кроме того, лечащий врач должен выдать историю болезни покойного.
Важно:
Для получения справки и истории болезни от лечащего врача в районной поликлинике при себе необходимо иметь:
- справку о констатации смерти;
- протокол осмотра тела;
- паспорт умершего и паспорт заявителя;
- медицинский полис и медицинскую карту умершего.
Справка и история болезни предоставляются родственниками в морг. В морге составляется заявление об отказе от патологоанатомического вскрытия.
Получение медицинского свидетельства о смерти:
Медицинское свидетельство о смерти выдаётся не позднее 2 рабочих дней с момента поступления тела в морг, при предъявлении заявителем своего паспорта и паспорта умершего. Информацию о комплекте одежды для погребения и времени работы морга сообщает дежурный морга при выдаче медицинского свидетельства о смерти.
Получение государственного (гербового) свидетельства о смерти
Получить государственное (гербовое) свидетельство о смерти умершего, можно в отделе ЗАГС. Гербовое свидетельство выдаётся при предъявлении заявителем своего паспорта, паспорта умершего и медицинского свидетельства о смерти. Для получения государственного (гербового) свидетельства о смерти необходимо обратиться в один из отделов ЗАГС, расположенных в вашем районе.
Если несчастье случилось в дороге
С места происшествия тело покойного направляется в судебно-медицинский морг, поэтому, когда пропал родственник или другой близкий человек, надо обращаться в бюро несчастных случаев Вашего города (круглосуточно). Вам сообщат адреса судебно-медицинских моргов, куда можно подъехать для опознания тела и получения заключения о причине смерти.
Если человек скончался в больнице
В случае летального исхода в больнице, лечащий врач или медицинская сестра извещают об этом его близких и родственников. Они же сообщают номер телефона, по которому можно узнать о том, в каком морге покойный и как получить врачебное свидетельство о смерти.
Вызов агента похоронной службы на дом
Организацию похорон и оформление необходимых для погребения документов может выполнить агент компании ВМЦ - «Память». При необходимости, агент будет отправлен к Вам на дом, и возьмет на себя все скорбные обязанности.
Выбор способа погребения
Это решение Вы должны принять сами - захоронение в гробу или кремация.
Погребение умершего производится на свободное место, в родственную могилу или в ограду родственной могилы.
Для захоронения в свободное место, необходимо выяснить, есть ли свободные места на
интересующем вас погосте.
Для оформления захоронения умершего на свободное место необходимо предоставить следующие документы:
- государственное (гербовое) свидетельство о смерти;
- документ, удостоверяющий личность лица, осуществляющего организацию погребения.
Оформление документов на захоронение умершего на свободном месте производится в агентствах и у представителей компании ВМЦ - «Память» без выезда на кладбище за разрешением на захоронение.
Захоронение в родственную могилу или в ограду родственной могилы
При захоронении умершего в родственную могилу или в ограду родственной могилы необходимо обратиться в администрацию кладбища для получения разрешения на захоронение. Специалист кладбища выходит на место захоронения для определения возможности погребения. В случае положительного решения составляет схему захоронения, перечень работ, необходимых для захоронения умершего.
Для оформления документов в родственную могилу или в ограду родственной могилы необходимо предоставить следующие документы:
- государственное (гербовое) свидетельство о смерти;
- свидетельство о смерти лица, ранее захороненного в родственной могиле, в ограде родственной могилы;
- документы, подтверждающие родственные отношения между умершим и лицом, ранее захороненным в родственной могиле, в ограде родственной могилы;
- удостоверение о захоронении лица, ранее захороненного в родственной могиле, в ограде родственной могилы;
- письменное разрешение на захоронение, выданное администрацией кладбища;
- письменное заявление о захоронении в родственную могилу, в ограду родственной могилы;
- документ, удостоверяющий личность лица, осуществляющего организацию погребения.
Администрация кладбища выдаёт письменное разрешение о захоронении, если умерший являлся супругом (супругой), сыном, дочерью, усыновителем, усыновленным, родным братом, родной сестрой, внуком, внучкой, дедушкой, бабушкой захороненного ранее лица.
Использование родственной могилы для повторного погребения допускается не ранее чем через 20 лет после предыдущего захоронения.
По окончании работ по захоронению администрация кладбища делает отметку о захоронении умершего на оборотной стороне свидетельства, а также вносит соответствующую запись в удостоверение о захоронении. Захоронение умершего на кладбище осуществляется при предъявлении государственного (гербового) свидетельства о смерти умершего, а также оформленных счетов на услуги кладбища.
Оформление документов на захоронение умершего на свободном месте производится в агентствах и у представителей компании ВМЦ - «Память».
Агент компании ВМЦ - «Память» может Вам помочь в следующих вопросах:
- Оформление документов на погребение
- Оформить заказ на захоронение или кремацию умершего;
- Заказать автокатафалк для транспортировки умершего и родственников к месту погребения;
- Приобрести гроб, временное надмогильное сооружение и другие товары ритуального назначения;
- Приобрести одежду для умершего;
- В случае необходимости заказать отпевание умершего в церкви;
заказа похоронного оркестра на кладбище;
- В случае необходимости заказать похоронный оркестр на кладбище.
- Помочь с отправкой одежды умершего в морг в день, предшествующий погребению, и информировать работников морга о дате и времени отъезда транспорта от морга.
В день погребения наш агент:
- Приедет к моргу с оформленными государственным (гербовым) свидетельством о смерти и счетами на погребение за 30 минут до времени, указанного на счёте.
- Предъявит в морге государственное (гербовое) свидетельство о смерти, для получения подготовленного к погребению тела умершего.
- Оформит транспортировку умершего из морга до места захоронения.
Потеря близкого человека - всегда горе и боль всей семьи. Большинство людей пребывают в полнейшей рассеянности и подавленности от свалившегося на их плечи несчастья. Диспетчеры компании ВМЦ - «Память» круглосуточно подскажут Вам, что необходимо предпринимать по телефону. Вызванные на дом агенты возьмут на себя оформление всех необходимых бумаг и организацию погребения.

Ритуальные услуги

  • Выезд ритуального агента
  • Транспортировка тела усопшего и доставка в другой регион
  • Оформление документов в органах ЗАГС, морге, администрации кладбища
  • Доставка выбранных Вами  ритуальных принадлежностей
  • Организация похорон
  • Услуги по санитарной, косметической обработке и бальзамированию
  • Кремация
  • Подготовка места погребения
  • Благоустройство места захоронения после проведения похорон
  • Уход за местом погребения
  • Возложение цветов и венков на могилу
  • Создание и размещение некролога
  • Организация поминальной трапезы

Ритуальные принадлежности

  • Гробы
  • Венки
  • Цветочные нагробные композиции
  • Кресты
  • Траурные ленты
  • Постельные принадлежности
  • Ритуальная одежда и обувь
  • Церковные принадлежности
  • Конфессиональные принадлежности
  • Военные принадлежности
  • Рамки для фотографий

Венки

   Венок — это символ бессмертия, венец, награда за жизни, которую прожил человек. Зависимо от цветов и растений, которые его наполняют, он может означать вечную любовь к умершему (ель, сосна, мирт, плющ), чистоту (белые розы и лилии), божественную благодать (верба). Венки бывают круглыми и вытянутыми. Чаще всего в одном венке встречается от двух до пяти цветовых сочетаний. По желанию клиента венок может быть дополнен траурными лентами.
   Форма венка имеет большое значение. В траурной флористике существуют несколько основных форм венков:
- Круг. Круг является символом вечности – змей, который пожирает свой хвост.
- Овал/капля. Символ печали и скорби от потери близкого человека, символ страдания сердца и души.
- Сердце. Такая форма венка говорит о любви к близким и о том, что сердце наполняет горесть и печаль, при их потере. Выбирая такую форму для венка, заказчик показывает, что любовь навсегда останется в его душе и он никогда не забудет близких ему людей.

Полезные советы

Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и возникнут настроения...

Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут...
Конфуций

  В различных вероисповеданиях ритуал погребения является одним из главнейших. Главные черты,  присущие практически всем религиям - приготовление тела для отправки в последний путь и помощь душе покойного достичь Царствия Небесного.
  Соблюдение всех традиций при погребении – священный долг каждой семьи. Считается, что не выполнение всех обязательных обрядов – проявление не уважения к покойному, что навлечет неприятности на весь род.  
  После совершения всех обрядов, издревле тело предавали земле, в специально отведенном для этого месте – кладбище. Все кладбища являются священным местом. Само слово происходит от греческого, означающего "место отдохновения". Первоначально оно применялось по отношению к римским катакомбам, затем к местам, освященным церковью, позже к любым местам захоронения умерших.
 

Православный обряд погребения усопших
Католический обряд погребения усопших
Иудейский обряд погребения усопших
Мусульманский обряд погребения усопших

Православный обряд

  Погребение усопших - один из важнейший христианских обрядов, по тому что Церковь смотрит на земную жизнь, как на приготовление к жизни вечной, на смерть - как на сон, при пробуждении от которого настанет жизнь вечная, а на тело, как на освященный благодатью Таинств храм души.
  Тело омывают водой. Затем одевают в новые и чистые белые одежды, а затем земную одежду. Поверх нее на усопшего полагается саван.
  Перед тем, как положить покойного в гроб, священнослужитель окропляет тело и сам гроб святой водой. Руки складываются крестом на груди - правая на левую. Это свидетельствует о том, что покойный принадлежал к Христианскому вероисповеданию. Дома тело усопшего кладут лицом к образам, то есть на восток, так, что если бы усопший открыл глаза, то увидел бы перед собой иконы. В храме приобретаются венчик и покров.  Венчик обычно представляет собой длинную бумажную полоску, которую кладут на лоб усопшего. Все тело и гроб почившего покрываются светлым церковным покрывалом. На сложенные на груди руки поверх покрова кладется крест или икона Спасителя, так чтобы изображение было повернуто к лицу покойного. Зажигаются свечи, которые должны гореть до тех пор, пока не вынесут тело. Свечи должны гореть в изголовье, у ног и по бокам гроба.
  По древнему обычаю гроб везут в храм, ставят лицом к алтарю, а вокруг гроба зажигают свечи и светильники. По желанию родственников или они сами, или чтецы всю ночь читают над усопшим Псалтирь, чтобы отогнать бесовские силы. Утром, после заупокойной Литургии, совершается чин погребения, или отпевание. После чтения Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. Текст молитвы влагают в правую руку покойного. Заканчивается отпевание прощанием с покойным. При прощании с почившим нужно поцеловать икону, лежащую во гробе, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух попросить у усопшего прощения и простить его самого. Во время прощания поются стихиры как бы от лица покойного. Когда прощание закончено, священник закрывает навсегда лицо умершего покрывалом-саваном. Пред преданием праха земле, на тело усопшего крестообразно льют елей, посыпают землей и  пеплом из кадила. После этого гроб закрывается крышкой, и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется. Так заканчивается отпевание. Под пение: "Святый боже" гроб ногами вперед выносится из храма и ставится на катафалк. Над младенцами, умершими после Святого Крещения, совершается особое последование как над непорочными, безгрешными созданиями. Некрещеных младенцев не отпевают.
  Если священник по просьбе родственников едет на кладбище, то вся процессия переноса тела от катафалка к могиле сопровождается каждением и пением «Святый боже». У могилы служится краткая лития, и с пением гроб опускается в могилу. Не лишним будет здесь всем держать зажженные свечи. Пение продолжается до тех пор, пока над могилой не вырастет холмик и цветы с венками не закроют его. Теперь все желают покойному Царствия Небесного и уходят.
  Перед поминальной трапезой обычно подают коливо, или кутьи (пшеницы, сваренной и смешанной с медом и ягодами).
  К сожалению, сегодня часто отпевают усопших заочно. Лучше, конечно, отпеть усопшего заочно, чем вообще лишить чина отпевания. В такой ситуации кому-либо из родственников надо заказать в ближайшей церкви заочное отпевание. По его окончании священник дает родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола. Дома молитву следует вложить в правую руку почившего, венчик положить на лоб, а непосредственно перед опусканием гроба рассыпать землю на закрытое простыней тело крестообразно, от головы к ногам и от правого плеча к левому, с тем, чтобы получить правильные линии креста. Бывает, что усопший погребен без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие все же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могилке, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. Отпевание должно быть совершено над всеми православными христианами, если только при жизни они не отреклись от Христа и от Церкви. Даже если человек умер очень давно, его следует отпеть заочно. Отпевание - это великая и неоценимая помощь, самая необходимая для наших дорогих усопших.

Суеверия

  Приняв Православие, мы до конца не изжили языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения. Назовем некоторые похоронные обычаи и суеверия, которые православные христиане НЕ должны принимать во внимание:
  •  класть в гроб деньги, вещи и продукты; даже если по какой-то причине были куплены лишние принадлежности для погребения;
  •  класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
  •  считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба, чтобы не повлечь череду смертей в семье.
  •  верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
  •  верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
  •  верить, что человек, идущий перед гробом последует за умершим;
  •  считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
  •  считать, что давая на поминки столы и стулья, приведешь в свой дом смерть;
  •  на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб и сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
  •  лить водку в могильный холм;
  •  произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
  •  верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
  •  верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
  •  верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше  одного дня;
  •  верить, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться  калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом;
  •  верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;
  •  верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день. Среди христиан существует   боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между  огнем крематория и геенной огненной).
 
  Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. Вот некоторые похоронные обычаи:
  •  закрывать в помещение где находиться покойный окна и форточки. Держать входную дверь или дверь в комнату с покойником закрытой;
  •  закрывать тканью зеркала. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы. На самом деле этот обычай пошел из далеких  времен, когда в богатых домах драпировались черными тканями зеркала и хрустальные люстры, дабы они своим блеском не отвлекали молящихся от заупокойной молитвы;
  •  на время похорон убирать из квартиры животных (собак, кошек), особенно собак. Считается, что вой или лай собаки пугает душу усопшего. Плохой приметой считается, когда кошка запрыгивает в гроб с покойным;
  •  после выноса покойного из дома обязательно моют полы. Таким образом вымывают из дома смерть. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями;
  •  дважды остановиться по дороге от дома до кладбища. Это связано с религиозным уставом, по которому положено дважды служить литию: при выходе из поселка и при входе на кладбище. Церковный обычай забыт, а то, что гроб с покойником должен быть поставлен в двух местах, - помнят;
  •  не приносить с кладбища живые или искусственные цветы. Считается, что сделавший это будет долго и тяжело болеть;
  •  не примерять одежду для умершего при её покупке. Считается, что человек, даже не зная для кого покупается одежда, примеряет свою смерть;
  •  класть в гроб очки или протез, принадлежащие умершему. Современные похоронный обычай, никак не связанный с правилами христианского погребения;
  •  ничего не брать с кладбища, какой бы  ценной и красивой, не была бы эта вещь, чтобы не взять на себя чужие беды и болезни;
  •  чтобы не накликать в дом новую смерть на поминальном столе не должно гореть больше одной свечи;
  •  если кто-то на поминках захохочет или запоет, тот скоро будет выть от горя. Этот погребальный обычай понятен - неуважение к горю должно быть наказано;
  •  у того, кто на поминках сильно напьется, дети будут пьяницами.
 
  В XX веке, эти погребальные суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански.
 

Католический обряд погребения усопших

  Согласно католической вере, душа, покинувшая тело, нуждается в помощи и поддержке. Похоронные ритуалы, в которые входят молитвы за упокой души усопшего, должны облегчить страдания души человека на том свете. Католические похороны начинаются с мессы. Гроб с телом покойного для проведения мессы приносят в храм. Месса служится не только в храме, но и может проходить в доме, морге или на кладбище. Родные и близкие умершего, друзья, коллеги приходят, чтобы почтить память покойного и проводить его в последний путь. Молитва, творимая священником и собравшимися, помогает душе умершего очиститься от грехов, которые человек накопил за прожитые годы.
  Католические похороны предполагают облачение тела усопшего в темные строгие одежды. Совсем юных девочек принято хоронить в белых одеждах, похороны католиков чуть постарше осуществляются в одеждах, в которых те посещали воскресную школу. Кроме обручальных колец, все украшения снимаются.
  При извещении о кончине католика могут быть выражены просьбы о материальных вложениях на нужды благотворительности. Если извещение таковых не содержит, то необходимо явиться на католические похороны или прислать на церемонию букет цветов. По традиции они являют собою утешение семье покойного в столь скорбный час.
  Кто-то из семьи покойного назначается ответственным за проведение обряда. Этот человек должен пригласить шесть или восемь мужчин, хорошо знавших почившего участвовать на почетном основании в траурном действе. С подобной просьбой не принято обращаться к родственникам, так как они оказывают моральную поддержку членам семьи. Почетные участники по завершении панихиды несут крышку гроба и регалии покойного, если таковые были, но не сам гроб. Его несут специально подготовленные к этому люди, назначенные распорядителем церемонии. В дополнение к ним или вместо них на католические похороны приглашают церемониймейстеров. Они допускаются до организации панихиды для мужчин и женщин. Такие люди могут быть предложены распорядителем, но чаще всего ими бывают какие-либо родственники, кроме членов семьи. Они помогают собравшимся распределить места в церкви и возлагают на себя функции почетных участников, если такие не присутствуют на церемонии.
  Католический обряд похорон подразумевает пяти или десятиминутное прощание с покойным в доме. Обычно посетители в этот срок выражают соболезнования членам семьи. Пришедший не в праве нарушать традиции и обычаи религии, адептом которой был усопший, но в то же время не обязан делать то, что находится под запретом в его религии. Во время церемонии прощания семья покойного, как правило, находится в пограничной с гробом комнате. Во время короткой беседы с членами семьи ограничиваются уместными фразами, предложениями помощи. Разговоры о причинах кончины не приняты, однако такой разговор могут завести и сами члены семьи. В этом случае необходимо быть очень деликатным слушателем. Католический обряд похорон не запрещает, чтобы церемония прощания полностью осуществлялась дома. Это помогает избежать излишнего официоза и сделать церемонию более спокойной, интимной. Тогда на прощании присутствуют лишь близкие люди, а в течение службы родственники могут уединиться в отдельной комнате. Обычно в церкви похороны католиков сопровождались звучанием хора и органной музыке. Теперь при наличии большого количества записей можно ставить церковные песни и дома, и подобным часто пользуются при домашнем прощании. Дома под службу отводится гостиная комната. Гроб помещается пред камином или в ином месте на отдалении от дверей. Распорядитель церемонии должен в этом случае позаботиться о подставке, на которую установят гроб. Он же должен подумать о стульях для гостей. Родственникам во время службы разрешается как находиться рядом с гробом, так и в соседней комнате. Верхнюю одежду в зависимости от климата женщины могут не снимать, мужчины должны держать пальто и шляпу в руках. В случае такого прощания на кладбище едет лишь группа родственников и ближайших друзей.
  Если отпевание происходит не дома, перед панихидой храм наполняется людьми с приближением назначенного времени.  Если отсутствуют церемониймейстеры, то гости рассаживаются, как посчитают удобным. В первых рядах справа садятся близкие родственники усопшего и почетные гости. После  панихиды они идут  впереди гроба парами. Похороны по католическому обряду предполагают закрытый гроб во время службы. Он убран цветами или покрывалом. Если происходят похороны католиков-военнослужащих, гроб укрывают флагом страны. За полчаса до начала службы гроб устанавливается на постаменте либо ногами в направлении алтаря, либо ко входу (для священнослужителей). Семья почившего проникает в церковь через дверь, от которой самый короткий путь до первых рядов. Если покойный был знаменит и известен или по просьбе семьи предполагается процессия, то её организуют в церковном вестибюле. Во время пения хора, священнослужитель с хористами проходят через главный вход и становятся во главе похоронной процессии. За ними идут почетные участники, далее несут гроб с телом покойного и только после этого выступают члены семьи. Опорой для женщины обычно служит рука мужчины. Но католический обряд похорон не возбраняет, чтобы вместе следовали либо две женщины, либо два мужчины. После панихиды все расходятся в обратном порядке. Кто-нибудь из членов семьи может задержаться в дверях, чтобы высказать благодарность пришедшим на прощание. Этот ритуал не предполагает долгих бесед, и лишь с самыми близкими друзьями допустимо обмолвиться несколькими фразами. Затем из церкви выносят гроб и ставят его на катафалк. За ним, зачастую, стоят автомобили, предназначенные для членов семьи. В одну из таких машин можно погрузить цветы, если их количество слишком велико. Также цветы можно положить на катафалк. В иных случая цветы и траурные венки уже стоят у могилы до прибытия туда людей.
  К могиле могут отправиться и другие желающие отдать дань уважения покойному. Гроб устанавливают рядом с могилой, возле укладывают цветы, рядом встают друзья и родственники. Далее священнику необходимо прочитать молитвы. Распорядитель похорон может предложить каждому участнику церемонии цветок, который будет брошен на гроб, после того как это сделает кто-то из ближайших родственников. После этого принято расходиться. Это можно совершать в любом порядке. Иногда гроб может быть спущен в могилу и до того, как священник завершил чтение молитв, а потом до ухода, вместо земли, как принято, например, на православных похоронах, в могилу бросают цветы.
  Иногда люди спрашивают, что делать с теми вещами, которые остались от усопшего — розариями, крестиками, иконами. Если вы не будете ими пользоваться, если не желаете оставить это на память о своём близком, кладите их в гроб. Пусть лучше это будет закопано вместе с усопшим, чем будет выброшено в мусорку. Старый молитвенники можно принести в церковь. В гроб не кладут деньги — это языческая традиция.
  У католиков не существует строгой традиции поминок. Они устраиваются по желанию. Нередко, правда, семья покойного устраивает для близких и друзей что-то вроде скромного обеда. Приглашенные в дом покойного на поминальный обед часто что-то предлагают к столу. На кладбище устраивать поминки не полагается.
  Католический обряд похорон не фиксирует и время траура, он длиться для каждого свое время. Спустя полгода возможны разные встречи, а по прошествии года допустимо вступать в брак. Покойных вспоминают и по окончании праздника Всех Святых – в день поминовения. Этот праздник напоминает, что душа усопшего ещё не достигла блаженства, но находится в чистилище. Чтобы сократить муки души в чистилище, нужно молиться, творить благие дела, совершать пожертвования. В День поминовения или в канун этого дня люди приходят к родственникам на могилы, убирают их цветами, зажигают свечи.

Иудейский обряд погребения усопших

Обряд погребения усопших по иудейскиму обряду (Хевра Кадиша) 
  Еврейские похороны являются важной заповедью, для исполнения которой приглашаются евреи, члены Хевра Кадиша (Святого братства). Должно быть не менее двух членов Хевра Кадиша для мужчин и для женщин. Все положенные обряды для мужчины отправляются мужчинами, для женщин – женщинами. Габай, читающий молитвы, у женщин тоже должен быть женщиной.
  После констатации смерти, иудеи приступают к произнесению благословения. Все присутствующие, стоя, разрывают по кромке свою нижнюю или верхнюю одежду. После этого умершему закрывают глаза. Затем присутствующие, не являющиеся членами Хевра Кадиша, покидают помещение. Оставшиеся снимают с умершего возможно имеющиеся на нем украшения (кольца, браслеты и т.п.). Приводят в горизонтальное положение, раздевают до рубашки, по правую сторону тела подсовывают свернутую в трубочку до середины ширины льняную простыню, протягивают с левой стороны так, чтобы он оказался уложенным на простыню, и заворачивают дальше, пока полностью не укутают тело покойного от изголовья до ступней. После этого открывают окно и ставят у изголовья свечу.
  Не ранее, чем через 20 минут после кончины, тело поднимают с постели. При этом произносится текст Молитвы перед Очищением. В доме находят самое хорошо проветриваемое, но не солнечное окно. Пол под ним убирают и выстилают чистой соломой. После этого умершего осторожно перекладывают на солому. Голове покойного придают слегка приподнятое положение, вытягивают ноги и возлагают руки с выпрямленными пальцами. Во время пребывания умершего в комнате следует закрыть или отвернуть все имеющиеся зеркала. Умершего нельзя оставлять в комнате одного - с ним должен находиться охранник (шомер), а в случае с женщиной - охранница (шомерет).
  Если умерший должен быть перевезен в морг, то по распоряжению Габая его укладывают в гроб и сопровождают до кладбища. Необходимо уложить покойного в катафалк, пометив изголовье гроба буквой " рейш", чтобы наблюдать за правильной перевозкой тела - вперед ногами. По прибытии на кладбище, члены Хевра Кадиша переносят гроб на носилках в морг. Желательно поместить покойного как можно ближе к месту его очищения (тагара).
  Членам Хевра Кадиша, находящимся в кровном родстве с покойным, следует воздержаться от участия в процессе очищения. Недопустимо присутствие лиц, не принадлежащих к Хевра Кадиша.
  Для проведения обряда очищения необходимы: теплая вода для омовения, достаточное количество холодной воды (не менее 20-ти литров, т.е. 9 кавов - главная часть очищения "Икар га-Тагара"), сосуды, платки, льняные полотна, носовые платки, вата и др.
Обряд очищения делится на два этапа:
- Омовение - умершего укладывают на простыне на стол очищения, затем его покрывают чистой простыней, убирая использованную, и произносят соответствующую молитву. В порядке старшинства присутствующие обливают тело тепловатой водой с головы вниз. Ковши не должны в это время передаваться из рук в руки, после использования их следует ставить на место. Затем тело очищается при помощи платков. Очистив верхнюю часть тела, переворачивают его на левую сторону и очищают правый бок и половину спины, то же самое повторяют с левым боком. Всю оставшуюся воду выливают.
- Основная часть  ("Икар га-Тагара") -  Наполняют два котла чистой водой (в совокупности не менее 20 литров) и ставят их слева и справа от изголовья. Далее члены Хевра Кадиша берут чистую простыню и поднимают ее над умершим развернутой за четыре конца, глядя в сторону, в то время как Габай удаляет влажную простыню, покрывающую покойного. Двое старшин, соответственно слева и справа, берут наполненные котлы и по очереди (сначала стоящий справа, а затем слева) опустошают их от головы через весь корпус, причем второй принимается за обливание раньше, чем опустеет котел первого. Таким образом, 9 кавов воды оказываются вылитыми разом, без перерыва. Во время обливания присутствующие произносят соответствующую молитву, и в конце  восклицают: "Тагор, Тагор, Тагор!" После того как стекла вся вода, на тело умершего кладут развернутую чистую простыню и вытирают его всеми чистыми платками.
  После осушения стола очищения производят облачение. Одеяние для покойного - тахрихин - должен быть сделан из белого хлопчатобумажного (не шерстяного) материала, прошит льняными нитками. Шапка, похожая на высокую ермолку, должна быть двухслойной, чтобы ею можно было прикрывать лицо умершего. Как на тахрихин, так и на талит не должно быть украшений, ничего металлического - золото, серебро, вензеля, значки, а также пуговицы и кнопки - нельзя давать мертвому с собой. Однако специальные украшения талита (этер) удалять запрещено.
  Облачение происходит в следующем порядке: Габай надевает шапку (мицнефет) и руководит всей процедурой. Всем членам Хевра Кадиша попарно, по старшинству, сменяясь, поручается  надевание брюк, рубашки, савана, перчаток и пояса. Саван и рубашка должны быть распрямлены. Для женщин необходимо соблюсти следующую последовательность: сначала надевают рубашку, которая завязывается в форме буквы «шин» на шее и рукавах; затем саван, завязки на плечах которого оборачиваются вокруг рук таким образом, чтобы большой палец мог пройти через разрез, находящийся в конце завязки. Гладко зачесывают волосы, высоко подвязывают льняной лентой с завязкой в форме буквы «шин» и надевают шапку с такой же формой завязки. Таким образом, все завязки одеяний покойного или покойной делаются в этом виде. Шаль и вуаль кладутся в гроб заранее. Есть обычай хоронить мужчин непосредственно в талите (покрывале для молитв), в будни при этом надорвав цицит после надевания талита на покойного. По другим же обычаям тело покрывают талитом лишь после опускания в могилу. Мужчину, если он надевал при жизни талит, покрывают некошерным талитом. Женщину накрывают белой простыней. Погибшего или убитого хоронят не в тахрихин, а в той одежде, в которой он встретил смерть.
Положение в гроб
  Дно гроба покрывают стружкой, так, что-бы голова покойного была приподнята. В угол гроба укладывают простыню, а затем талит и, перенося тело в гроб, одновременно заворачивают его в талит. Цицит кладут покойному в каждую руку и заворачивают его в простыню, накрывая сначала левую, затем правую сторону и, наконец, верхнюю часть. Белье, одежда, платки и другие вещи, каким-либо образом запачканные кровью, кладут на дно пустого гроба и погребают вместе с покойным. Все, что было отрезано или отпало от тела, кладут на дно гроба и погребают вместе с покойным. Гроб накрывается крышкой, будучи немного приоткрытым у изголовья, покрывается черным полотном и ставится ногами к выходной двери. Читают молитву «Левайя», Псалмы 23,16.
  Если разрыв одежды не был совершен дома, он производится в траурном зале. К числу обязанных надорвать одежды относятся семь родственников: отец, мать, сын, дочь, жена, сестра и брат. При похоронах родителей надрывают по левую сторону от сердца, остальных родственников - справа, причем не нижнюю, а верхнюю рубашку. Процедуру совершают стоя, склонившись над открытым гробом. Надрывается  одежда, так, чтобы оголить сердце. Женщины не совершают этот обычай из скромности или только немного надрывают верхнюю одежду и прикрывают место разрыва. Этот обычай призван дать выход эмоциям, чтобы родственники быстрее оправились от потери.  При погребении родителей надрывают руками, в случае же с другими родственниками можно использовать и различные инструменты. В это время произносят благословение (для родственников, которые не произносили это благословение раньше). Если хотят попросить прощения (мехила), это делается лишь после процедуры разрыва одежды. Одежды, разорванные по случаю смерти родителей, принято носить всю следующую неделю. Если же есть необходимость сменить одежду в течение этого времени, ее также необходимо надорвать.  
  В случае, если умерший не был перевезен в морг и проводы проходят в доме покойного, очищение, одевание и надрыв одежды производят дома в описанном порядке. Члены Хевра Кадиша под руководством Габая проводят все по описанной процедуре, полностью закрывая гроб. Затем устанавливают гроб в катафалк так, чтобы при движении ноги покойного были направлены вперед.
Проводы из траурного зала. Похороны.
Готовясь к погребению, следует проверить:
1) размер могилы;
2) наличие треугольной прорези на левой стороне нижней части гроба;
3) наполнение землей мешочка из открытой могилы, который кладется Габаем под голову покойного;
4) осыпание умершего землей Страны Израиля;
5) покрытие рта и глаз глиняными черепками, после чего надевается на голову шапка.
  Габай поручает присутствующим поочередно, в порядке старшинства, завинчивать гроб и следить за тем, чтобы он оставался покрытым черным покрывалом и был готов к выносу. Отверткой работают так, чтобы она не передавалась из рук в руки. Вынос производят члены Хевра Кадиша. Если производят прощание, гроб помещается перед ораторским местом, ногами по направлению к выходу. После этого читаются тексты молитв. В дальнейшем скорбящие направляются в траурный зал, сняв предварительно кожаную обувь, чтобы вместе с участниками похорон присутствовать при произнесении поминальной молитвы Кадиш. В дни, когда опускается Таханун, произносят Кадиш Ятом. После похорон при выходе с кладбища присутствующие выстраиваются в два ряда, через середину которых проходят родственники покойного и принимают соболезнования.
 Суббота, праздники, будни праздников (Шабат, Йом-Тов, Холь-аМоэд)
  Если смерть наступает в субботу, праздник или будни праздников, возникают некоторые изменения в процедуре. Ни благословения, ни разрыва одежды в эти дни не производят. Перемещение тела производят, положив на него кусок хлеба. В субботу и праздники не предпринимают очищения; если же смерть наступила в праздник или незадолго до него, очищение, как и похороны, производят после из исхода. Если же похороны выпадают на второй день праздника, а в его канун произвести очищение было невозможно, то последнее также делают на второй день. При очищении в праздники используют много платков для впитывания и осушения влаги, поскольку вытирание в этот день запрещается. В будни праздников дети должны надрывать одежды по случаю смерти родителей. Надрыв одежды по другим родственникам производится только по окончании праздников. Завинчивание (заколачивание) гроба в праздник производится не евреями. В праздник и будни праздников не читают ни Кадиш Ятом, ни текстов молитв, которые читают перед захоронением. Также не организуют траурный ряд.
Законы захоронения
1) Запрещено оставлять покойника на ночь, за исключением ряда случаев, например, смерть в субботу или праздник, неготовность документов и других необходимых вещей, невозможность прощания родственников с покойным или оказания ему необходимых почестей до исхода дня.
2) Запрещается кремировать умершего.
3) Расстояние между могилами на кладбище должно составлять 3 тефахим (30 см), высота же и ширина могилы - 6 тефахим (60 см).
4) Нельзя хоронить на еврейском кладбище нееврея по галахе. Не принято хоронить религиозного еврея рядом с нерелигиозным. На новом кладбище желательно выделить три части: для религиозных; для нерелигиозных; для неевреев по галахе (расстояние между этими частями должно составлять не менее 8 локтей, т.е. 4,8 м, либо должна стоять ограда высотой не ниже 10 тефахим, т.е. примерно 1м).
Самоубийц и прах кремированных можно хоронить только в третьей части кладбища.
Поминовение (Кадиш-Йорцайт)
  Йорцайт - день смерти родственника по еврейскому календарю. В первую годовщину, если похороны состоялись после трех дней со смерти, Кадиш-Йорцайт читают в канун похорон. Поминальный Кадиш по умершему читают в течение одиннадцати месяцев со смерти не менее одного раза в день. Тот, кто не имеет возможности читать Кадиш в миньяне, должен заказать его в синагоге. Каждый родственник в отдельности должен читать или заказывать Кадиш. Обычай зажигать в Йорцайт свечу от захода до захода солнца. В канун субботы поминальную свечу зажигают перед заходом солнца.

Мусульманский обряд погребения усопших

  Долг каждого мусульманина – строгое соблюдение всех погребальных обрядов, весьма сложных в исполнении. Для руководства процессом и чтения молитв приглашаются духовные лица. Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Умирающего необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат», суру «Ясин». Перед умирающим необходимо выполнить последний долг - дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» — обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль.

Омовение (Тахарат) и  Обмывание (Гусуль) покойников
  Над умершими совершается обряд омовения и обмывания водой. Умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфорой; чистой водой. Если мусульманин умер во время паломничества, не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и  обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры.
Порядок омовения
  Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Помещение окуривают благовониями. Накрывают половые органы материей. Гассал (омывающий) три раза моет руки, надевает защитные перчатки, затем, надавливая на грудь умершего, проводит ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника, затем обмывает половые органы. При этом запрещается смотреть на половые органы покойного. Гассал меняет перчатки, смачивает их и протирает покойному рот, чистит нос, моет лицо. Затем он моет обе руки по локти, начиная с правой. Такой порядок омовения одинаков как для женщин, так и для мужчин.
Обмывание
  Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки испражнения. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место). Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз — считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.). В омовении и обмывании участвуют не менее 4-х человек. Гассалом и его помощником, поливающим тело водой, может быть близкий родственник. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей противоположного пола. Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший — мужчина, а среди окружающих есть только женщины (и наоборот), то производится только таяммум. Обмывание может производиться как безвозмездно, так и за определенную оплату. Могильщику и носильщикам также может быть оплачена их работа.
Саван (Кафан)
  Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Требуется окутывать покойного в саван. Кафан изготавливается из белого полотна или ситца и состоит:
  Для мужчин (из трех частей): 1. Лифофа — ткани (любого вида и хорошего сорта) покрывающей покойного с головы до ног (по 40 см ткани с обеих сторон, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон); 2. Изор — куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис — рубахи до колен обыкновенной, но сшитой так, чтобы были прикрыты половые органы мужчины.
  Для женщин (из пяти частей): 1. Лифофа— также как для мужчин; 2. Изор — куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис — рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча; 4. Химор — платка для покрывания головы и волос женщины, длиной 2 м, шириной 60 см; 5. Кирка — куска ткани для покрывания груди, длиной 1.5 м, шириной 60 см.
  Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифофы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершего мужа – жена, для умершей жены – муж, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят – в знак уважения к нему. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запрещается покрывать тело мужчины шелком.
Окутывание (Кафанлаш)
  Порядок окутывания мужчин. Перед окутыванием борода, волосы не стригутся, не расчесываются, ногти рук и ног не стригутся, золотые коронки не удаляются. Удаление волос, подстригание ногтей производится при жизни. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями вроде розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают тело, сначала левую сторону, затем — правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.
  Порядок окутывания женщин. Порядок окутывания в этом случае идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой — материей, покрывающей грудь от подмышек до живота. Надевается камис и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком — химором, подложенным под голову. Различие только в этом.
Погребальные носилки (Тобут)
  Тобут представляет собой носилки с раздвижной крышкой, и обычно имеется при мечети и на кладбище. На тобут стелят одеяло, на которое кладут покойного, затем крышка закрывается и покрывается материей. По некоторым обычаям сверху кладется одежда покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят — мужчину или женщину.
Погребальная молитва (Джаназа)
  Погребальная молитва имеет особое значение, она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается перпендикулярно направлению Кыблы. Ближе всех к гробу стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Погребальная молитва состоит из 4-х такбиров, обращений к Всевышнему, с просьбой о прощении грехов и милости к покойному и приветсвия (направо и налево). Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни, (или, наоборот остался ли ему кто-то должен) или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными. Если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью), то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.
Похороны (Дафн )
  Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего на ближайшем кладбище. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Кыблы. В могилу тело опускается ногами вниз. Когда опускают в могилу  женщину, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван.  Затем бросают в могилу горсть земли, говоря на арабском языке: «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву. Затем у могилы остается один человек и читает талкин – слова свидетельства о вере мусульманина.
Оплакивание умершего
  Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения, а также раздирали на себе одежду. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату от всех требуется соблюдение следующего: если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать. Ислам не одобряет и выступает против профессиональных плакальщиц, однако во многих мусульманских странах все-таки существует такая профессия. Мусульманское учение требует терпеливо переносить горе.

Надгробные памятники – изготовление и установка

Смерть близкого человека – это всегда большое горе для друзей и родственников покойного. И хотя память об умершем еще долго живет в сердцах его родных и знакомых, с каждым годом их остается все меньше и меньше. Порой лишь надгробные памятники могут поведать потомкам о своих дальних предках. Ведь не даром надгробия называют мемориалами – эти могильные плиты, камни, кресты, а иногда скульптуры и целые архитектурные сооружения помогают сохранить вечную память об ушедшем навсегда человеке. Конечно в суете похоронных хлопот родным умершего порой трудно сориентироваться во всех нюансах разработки, изготовления и установки надгробных памятников. Однако, потеря близкого человека и неосведомленность еще не повод поддаваться на уговоры представителей ритуальных агентств, предлагающих установить надгробие в день похорон. Надгробные памятники сооружаются на столетия и стандартный подход в решении этого вопроса абсолютно неуместен. Также, как каждый человек неповторим при жизни, так и после смерти он достоин пусть и недорогого, но уникального памятника.

Исторические, культурные и религиозные традиции установки надгробий

Практически во всех культурах и религиях огромное внимание уделяется смерти и подготовке к ней. По мнению некоторых психологов даже происхождение самих религий обязано страху человека перед неизбежным уходом из жизни. В давние времена пожилые люди заблаговременно подготавливали себя и своих родственников к этому печальному событию. Обычно самые близкие люди заранее обсуждали между собой – где кого похоронить и каким образом обустроить могилу. Разумеется, решающее значение при этом имели религиозные убеждения, регламентирующие основные черты этих мемориальных сооружений, а также имущественное и социальное положение собирающегося в последний путь человека.

К сожалению, в последние десятилетия религиозные традиции и обычаи потеряли для человека свое значение. Теперь о смерти, как во многих первобытных племенах, просто не принято говорить. Даже предметы, имеющие к покойнику хоть какое-либо отношение, упоминаются так редко, что большинство людей просто путаются в терминологии, когда приходится обсуждать траурные приготовления. Надеемся, что эта небольшая статья поможет родственникам покойного правильно определиться в своем выборе.

Чаще всего в качестве надгробий используются такие сооружения как:

  • крест
  • стела
  • плита
Иногда встречаются также скульптурные композиции (статуи, бюсты, барельефы) и архитектурные сооружения (часовни или целые мемориальные комплексы).